Микромир кочевника
|Юрта – это не только жилище кочевника: многие века она была его микромиром, своеобразной моделью вселенной. Ведь в юрте все было ориентировано по странам света, каждая вещь имела свое строго определенное место по отношению к входной двери, а она обычно была направлена на восток, реже — на юго-восток. Центр юрты — очаг. Она имеет и символическую центральную ось, проходящую через середину очага и дымового отверстия. Вокруг очага протекала вся жизнь семьи кочевника.
Строго регламентировано было размещение не только вещей, но и людей. Западная часть юрты, расположенная за очагом напротив входа, считалась почетной. Здесь стояли аптара — легкие парные деревянные сундуки. Их передние стенки были обязательно расписаны красочным орнаментом. Эти узоры служили главным украшением тусклого интерьера жилища, освещаемого солнцем лишь через дымовое отверстие или костром очага. Здесь же находились предметы культа. Северная часть юрты считалась женской, южная — мужской. На женской половине стояло супружеское ложе — низкая деревянная кровать, стоявшая на коротко обрубленных бревнышках, закрытых спереди расписной с узорами доской. Здесь же, ближе к очагу, помещалась женская утварь: разборный шкафчик с посудой — берестяной, деревянной и кожаной, другие кухонные принадлежности, а также кладовая продуктов. На мужской половине лежали седла, оружие, одежда. Самое ценное имущество хранилось в аптара. На земляном полу расстилали ширтек — войлочные коврики, украшенные скромными простроченными узорами, но для почетных гостей имелись специальные небольшие войлочные коврики — олбук, декорированные цветными аппликациями. В целом количество утвари было невелико. Но это были отобранные веками и наиболее необходимые и рациональные для кочевого быта вещи.
Каждая часть юрты имела свое название, причем в южных районах Тувы, испытавших сильное влияние монголов, юрта делилась на двенадцать частей подобно двенадцатилетнему годовому циклу. Место хозяина называлось — в переводе на русский — «тигр», место женщины — «заяц», кладовая продуктов — «бык» и т.д.
В юрте обычно стояла только одна кровать, на ней спали лишь хозяин и хозяйка. Все прочие члены семьи, включая взрослых детей, спали на полу, укрывшись шубами. Там же ночевали и оставшиеся гости. Причем каждый спал строго в отведенном ему месте. Распределение мест в юрте для членов семьи и гостей относилось, впрочем, только к совместной трапезе и сну, а в остальных ситуациях каждый мог, разумеется, свободно передвигаться по жилищу.
Кочевники не знали механических часов, у них отсутствовало привычное нам понятие «час», но это не значит, что они не подчиняли свой жизненный цикл определенному течению времени. Для его исчисления, особенно в летнее время, опять же, служила юрта. Можно сказать, что она играла роль удивительных солнечных часов. Принцип действия таких часов прост. Тувинцы почти всегда ставят юрту входом на восток, а вся утварь расположена в строго определенных местах. Поэтому солнечные лучи, проникающие в жилище через дымовое отверстие и располагающиеся в тех или иных частях юрты и на тех или иных предметах, позволяют судить о времени. Обычно информаторы называли 9 или 10 таких временных периодов, охватывающих весеннее-летнее время суток от 5—6 часов утра до 8—9 часов вечера, причем каждый из них имеет свои названия, например: «солнце на дымовом круге», «солнце на изголовье постели» и т.п. Позволю себе их кратко перечислить.
1. В дымовое отверстие видно светающее небо — час утренней зари. Женщина в это время встает и растапливает очаг.
2. Солнечный луч освещает дымовой круг харача. Период называется «Солнце на харача». Женщина начинает дойку коров (летом это примерно 6 часов утра).
3. Через час солнечные лучи перемещаются ниже дымового круга на поддерживающие его жерди уну — «Солнце на уну». Женщина приступает к дойке овец. После чего мужчины или подростки выгоняют скот на пастбище.
4. Поднимаясь выше, солнцу удается заглядывать все ниже в юрту. Вот его лучи коснулись верхней части решетчатых стен. Этот час носит название «Солнце на решетке». В это время скот уже пасется. Женщина приступает к домашним работам: шьет одежду, обрабатывает шкуры и т.п.
5. Теперь лучи солнца падают на аптара — сундуки в почетной — западной — стороне юрты. Наступил час «Солнце на почетном месте». Скоро пастухи должны пригнать скот для дневной дойки.
6. Наконец солнце достигает зенита — освещает изголовье постели в северной стороне жилища. Значит, наступил полдень. «Солнце на подушке». Хозяйка вновь затапливает очаг и начинает готовить обед.
7. Солнце, находящееся в зените, перемещает свои лучи к середине постели. Пастухи оставляют скот поблизости от аала, а сами приходят в юрты. Это час «Солнце на кровати». Наступает время обеда.
8. Проходит приблизительно час, луч солнца заходит за заднюю сторону постели к краю стены. «Солнце на стене с краю». Женщина приступает к дойке овец и коз.
9. Светило продолжает садиться, и его лучи освещают теперь посудную полку улгур справа от двери: час «Солнце на улгур». В это время идет вечерняя дойка коров.
10. Последние лучи садящегося солнца вновь освещают только дымовой круг и его подпорки и вскоре совсем уходят из юрты. Наступает вечер, летом это 8-9 часов.
Любопытно, что пастухи тоже использовали юрту в качестве своих солнечных часов. Вот что писал мой коллега по изучению тувинцев Л.П. Потапов: «Когда пастухи… находились на пастбищах за аалом, они при первой же потребности определить время чертили на земле небольшой план юрты и намечали на нем места некоторых предметов, необходимых для ориентировки, затем посредине наскоро набросанного чертежа втыкали прутик и по тени, отбрасываемой им на местоположении того или иного предмета, определяли время и в соответствии с этим знали, как поступить со скотом, пасти его на этом месте или поворачивать назад и т.п.».
Но далеко не вся жизнь кочевника была основана на рациональном опыте, многое диктовали и вековые суеверия. Имели они отношения и к юрте.
С.И. Вайнштейн, «Загадочная Тува». Издание ООО «Домашняя газета» при поддержке депутата ГосДумы Шойгу Ларисы Кужугетовны. с.229-234.