Родоплеменные (этнические) группы тувинцев. Кыргыс.

Наличие среди тувинцев особой родоплемен­ной группы, именующей себя “кыргыс”, представляет боль­шой исторический интерес. Появление этнонима “кыргыс” относится к глубокой древности. Этот термин начинает встречаться в китайских летописях в последние века до нашей эры.

В период VI — VIII вв. енисейские кыргызы образуют небольшое государство по северную сторону Саян, в Минусинской котловине, которое в IX в. усиливается до такой степени, что выходит из своих границ на юг за Саяны и побеждает уйгуров.

В современной Туве находится много археологических памятников енисейских кыргызов, свидетельствующих об их расселении на этой территории. Кыргызам припи­сываются и так называемые енисейские надписи тюркского рунического письма, абсолютное большинство которых сосредоточено и обнаружено в Туве. Группа тувинцев с самоназванием кыргыс могут быть потомками средневе­ковых енисейских кыргызов. Тувинская группа кыргыс могла появиться и позднее, именно в XVII или XVIII вв. Тогда они могут быть потомками енисейских кыргызов, кочевавших в это время феодальными улусами в Мину­синской котловине, в частности, по рекам Июсам, и быть данниками Алтын-ханов и джунгарских князей и могли попасть в Туву во время переселения енисейских кыргызов в самом начале XVIII в. Группа кыргыс на юге Тувы в Эрзинском кожууне оказалась в результате разгрома ени­сейских кыргызов Алтын-ханом в 1663 г. в Минусинской котловине. Летом 1664 г., возвращаясь к себе за Саяны, он увел с собой много пленных с семьями. Потомки этих уведенных кыргыс до настоящего времени живут среди тувинцев, полностью слились с ними как в отношении языка, так и культуры и быта, но сохранили свое наиме­нование “кыргыс” (Потапов, 1969).

Исходя из того, что основная группа кыргыс, оби­тающая по обе стороны хребта Восточный Танну-Ола, появилась здесь в 60-х годах XVII в., можно констатиро­вать, что они живут здесь со времени поселения безвыезд­но, о чем говорят некоторые этнографические факты. Имеется в виду наличие священной горы (ыдыктыг даг) Ак-Хайыракан, почитаемой только данной группой. Культ гор рассматривается как доказательство относительно дав­ности их проживания здесь. Гора Ак-Хайыракан находится на правом берегу р. Эрзин в 7 — 8 км выше впадения в нее р. Морен. Ак-Хайыракан выбрана не случайно, главны­ми особенностями горы являются пещеры и аржаан. Гора сложена из известняка, потому и имеет белый цвет. В ясную лунную ночь гора, отражая свет Луны, как будто бы светится.

Аржаан выходит на поверхность в трех местах, распо­ложенных ярусом, на южном склоне. Верхний источник называется “мужским”, средний — “женский”, а нижний — “общим”. В старину женщине строго-настрого запрещалось появляться на мужском источнике. Пещера также нахо­дится на южном склоне. Старики утверждают, что давным- давно вход в пещеру охраняло каменное изваяние, но потом оно исчезло.

В народе бытует легенда, что в пещере живет хозяин — древний седой старик. Увидеть его может человек с чистой совестью. Однажды в пещере нашел укрытие от грозы бед­ный охотник. Пережидая непогоду, он уснул. Проснувшись, увидел всесильного хозяина.

— Как ты посмел сюда прийти?! — грозно спросил он.

— Прости, акый! — ответил почтительно гость. — Я не знал, что это твое жилище, иначе не осмелился бы поя­виться здесь.

— Я не сержусь! — уже спокойно ответил старик. — Я знал, что ты добрый человек. С сегодняшнего дня ты будешь самым удачливым охотником. Но о нашей встрече никому не говори!

Сказал и исчез. Потер глаза удивленный охотник, подумал, что все ему приснилось. Однако и впрямь вскоре он стал отменным охотником. И только умирая, он приз­нался своим сыновьям о встрече с хозяином пещеры.

Другое предание утверждает, что в давние времена в этой пещере жила старуха. Пещера была громадной. Она простиралась до реки Морен. Женщина пасла в горах стада коз, загоняя их на ночь в пещеру. Хозяйка пещеры проби­ралась к Морену длинными ходами и приносила оттуда воду к своему очагу в пещере. Но к пещере пришли люди. Увидев их издали, старуха успела завалить вход к р. Мо­рен. С тех пор никто не может найти тот вход. А старуха исчезла навсегда.

Как и все кочевники-скотоводы кыргысы почитали, обожествляли природу, особенно священные горы. Они лю­били свою гору, ежедневно угощали ее свежим молоком. На этой горе устраивались родовые моления и делались оваа.

В настоящее время большинство тувинцев-кыргысов проживает в Эрзинском кожууне, входят в состав сел, расположенных по рекам: Эрзин, Нарын, Морен. Из всех родоплеменных групп кожууна они самые многочисленные. Современные кыргысы во многом сохранили тысячелетний традиционный образ жизни — свои традиции и обычаи предков.

Экологическое воспитание школьников, учителей и на­селения с. Морен на традициях и обычаях привели к возрож­дению родословной семьи, рода, священных территорий.

Ныне кыргысы проживают и в Каа-Хемском кожууне, в районе оз. Тере-Холь, по рекам Балыктыг-Хем, Кундус, в бассейне верхнего течения р. Бурень.

Л. К. Аракчаа «Истоки экологического воспитания», 2004 г.