Владимир Базыр-оолович Оскал-оол
|Самобытным мастерством покоряет публику.
Видим в номере одном целую республику!
Детство Владимира Базыр-ооловича прошло в Хондергее, он вырос в многодетной семье, вместе с ним росли 15 братьев и сестер. Он был самым младшим. В 10 лет умерла мать. Только и остались в памяти ее тихие песни да сказка об Оскус-ооле — как раз о сироте! Отец и прежде был немногословен, а тут и вовсе замолк — слова не вытянешь, сам стал вести хозяйство, любую женскую работу научился делать: верблюдиц и овец доить, чинить одежду, готовить еду.
Время на месте не стоит, вечно трава не зеленеет — так говорит пословица. Владимир Базыр-оолович учился Хондергее, потом в Чаданской школе. Летом оставался при школе для хозяйственных работ: пасти лошадей. Работал на совесть и как-то заслужил неслыханное по тем временам в его родных местах поощрение — поездка в пионерский лагерь! По случаю 15-летия Тувинской Народной Республики в 1936 году в Туву приехали артисты советского цирка! Следом за представлением в лагере начала работать комиссия: отбирать на учебу в цирковое училище. Кто самый ловкий? Оскал- оол и еще двое ребят. Осенью по Усинскому тракту, на грузовой машине отправился Оскал- оол в Москву в училище циркового искусства. Учителями его были В. В. Захарьин, Ю. М. Польди, Т. Н. Палаш, К. И. Филатова. Учились вместе с Оскал-оолом Артемьев, Белоусов, братья Французовы, известные впоследствии цирковые артисты. Новое имя — Владимир — получил в Москве. Прошли три года. И вот выпускной экзамен: жонглирование с мячом, булавой и кольцами, популярный танец «Чечетка» на проволоке. Учителя могли гордиться своим питомцем. Его дебют на родине состоялся в здании «Летнего» кинотеатра в Кызылском парке и стал легендой. Мальчишки всюду сопровождали своего кумира, а ему самому-то было девятнадцать! При театре — студии открыли цирковое отделение, у Оскал-оола появились первые ученики: Хензиг-оол, Очур, Хуурак. Примерно в те же годы встретился он с молодой певицей Дунзенмой Оюн, она стала его женой, спутницей во всех странствиях, освоив мастерство цирковой артистки.
После вхождения Тувы в состав СССР, в 1946 году группа Оскал-оола выехала в г. Омск. Полгода стажировки и репетиций, новое оснащение номера, и он с успехом выступает в Омске. Потом города Урала и Приволжья. В1947 году он стал лауреатом четвертого творческого конкурса артистов цирка. Первая премия и диплом Комитета по делам искусств СССР. На выступления Владимира Оскал-оола и девяти его учеников с одобрением откликнулись «Правда», «Комсомольская правда». Он снова стал кочевником — уже как артист. В Советском Союзе более 50 стационарных цирков. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Кемерово, Челябинск, Комсомольск, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, столицы союзных республик — вот карта гастролей. Пришло признание: в газетах рецензенты неоднократно отмечали возросшее мастерство цирковой группы под руководством Владимира Базыр-ооловича Оскал-оола. На использование тувинских национальных традиций Оскал-оола умело направил цирковой режиссер Б.А. Шахет. Несколько деталей, взятых из бьгта тувинцев — курение трубки, обработка проса, кошмы — создали своеобразное красочное звучание номера. Приходилось быть и художником, и реквизитором, делать собственные эскизы костюмов. Помогали тувинские артисты. Так, долго Оскал-оол выступал со ступкой, сделанной Н. Олзей- оолом. С тех самых пор в его номере всегда звучит тувинская музыка в обработке А. Н. Аксенова, позже Л. И. Израилевича.
Годы расцвета творчества. Первая поездка за рубеж. Оскал-оол вспоминает, как стремилась его группа в дружеские страны Азии, только что освободившиеся от гнета империалистов. Ведь судьбы этих народов сходны с судьбой тувинского народа, веками влачившего ярмо кабалы! В Дели, Бомбее, Мадрасе, Калькутте за два месяца на представлениях побывало свыше миллиона зрителей, однажды присутствовали даже Джавахарлал Неру и Индира Ганди. На представлениях в Дели посмотреть именно их номер приходил молодой Далай-лама XIV со своей свитой. Не менее радушны были встречи в Бирме. Гастроли в Венгрии, ГДР, Монголии, Болгарии, Франции, Англии, Голландии, США… В Австралии были четыре с половиной месяца, где более миллиона зрителей посмотрели выступление. Каждый вечер их номера сопровождались музыкой Дунаевского, мелодией песни Соловьего-Седого «Подмосковные вечера», родными тувинскими напевами — и каждый вечер звучал Гимн Советского Союза. В начале семидесятых годов — гастроли в США. Советский цирк признан лучшим в мире. В Америку выехали на гастроли 168 его артистов, среди них прославленные мастера О. Попов, В. Филатов, братья Тугановы. В Нью-Йорке и Филадельфии ежедневно собирались по 10-12 тысяч зрителей. Свободного времени почти не оставалось, но все же артисты успели посетить американский балет на льду, театры, музеи. Самая высокая награда для него — когда в конце представления зрители там, в далеких чужих странах, встают и кричат «браво» советскому цирку. Журналистам разных стран В.Б. Оскал-оол рассказывал о Советской Туве, о прошлом и настоящем, обычаях и традициях народа. Поэтичность этих рассказов трудно было передавать переводчикам: он как будто переносился на родину, в тувинскую степь, на чабанскую стоянку высоко в горах… Он видел сотни городов: любовался Версалем и Лувром Парижа, гулял в Лондоне по Трафальгару, был в доме Рембрандта… Прекрасен ночной Париж, чудесен Дели в час заката, неповторима экзотика восточноазиатских городов. Но ничего нет дороже и лучше сибирской тайга, вольных просторов Тувы, где сверкает чистой струей неугомонный Хемчик…
Красивый, высоколобый, всегда элегантный Владимир Базыр-оолович каждый год, чаще осенью, приезжал он в родную Туву. Встречался со школьниками, студентами, самозабвенно пропагандировал цирковое искусство. Состав труппы за 60-летний период много раз обновлялся. И всегда новых артистов Оскал-оол учил работать без равнодушия и штампа, чтобы каждый номер выглядел как только что рожденная импровизация. Зачем зрителю знать, сколько за видимой легкостью постоянного упорного труда и учебы? Но недаром внимательный взгляд темных глаз Владимира Базыр-ооловича был не только приветлив, в нем запомнилось что-то свое, потаенное — погруженность в мысли, настойчивость и сосредоточенность…
Дети — заслуженная артистка Тувинской АССР Майя Лозовик и народный артист Республики Тува Юрий Оскал-оол — служили Российскому цирку также преданно, как и отец. Владимир Базыр-оолович кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», депутат Верховного Совета Тувинской АССР многих созывов, народный артист СССР, РСФСР и Тувинской АССР, он очень дорожил честью артиста. Успех не вскружил ему голову: «Законченного артиста не бывает», — любимая фраза Оскал-оола. Сам больше всего гордился тем, что каждым выступлением рассказывал о своем народе.